Как и обещал, продолжаю предыдущую статью о том, как сознавать себя самого!
И именно сознавать себя, а не только голословно твердить «я есть», хотя для начала и это полезно. А продолжением будет спонтанность, которая и есть способность быть собой, естественно проявлять себя в любых ситуациях.
Жизнь, протекающая по строго и узко определённым правилам, отдаляет человека от самого себя, и тогда бесполезно словоблудствовать на тему «я есть».
И у человека полностью лишённого спонтанности безусловно невроз!
Можно задать себе вопрос: «Что я хочу сегодня»? Можно, но это неверно! План и расписание на сегодня наверняка уже есть, а «хочу» может быть только в данный момент. Задаётся вопрос: «Что я хочу сейчас» и никаких переборов вариантов ответа, так как это опять планирование. Желание то или иное придёт само без обдумывания.
Спонтанность не подчиняется внешним обстоятельствам, она есть проявление внутренних побуждений и желаний. И если я не следую своим собственным «хочу и не хочу, нравится и не нравится», то тогда я раб внешних обстоятельств и собственных заученных ролей.
Тогда «я есть» произносить бесполезно, а лучше сказать «меня нет». Последняя фраза неприятна, но также полезна для осознания «я есть» как противоположности.
Невроз появляется тогда, когда уже себя реального не видишь, а заменяешь выдуманными образами и ролями!
Меня нет тогда, когда я негибок, пребываю в рутине и действую по шаблону. Меня нет тогда, когда я не знаю, чего хочу и что мне нравится. И наконец, меня нет тогда, когда я боюсь ошибиться, допустить промах, совершить аварию, не суметь, не справиться! В это время я весь мыслями вовне и в страхе. И это уже невроз!
А спонтанный человек также в ролях и с правилами, но ролей и правил у него больше и они разнообразные, а порой даже и противоположные, так как и предназначаются для противоположных и изменчивых ситуаций. Спонтанный человек не склоняется к догмам и незыблемым правилам, он естественен, живёт по ситуации, руководствуется не только умом, но и сердцем. Спонтанный человек далёк от невроза как узконаправленного неестественного поведения.
И такой человек по натуре склонен к творчеству!
Диалектика устойчивости и изменчивости основа бытия и любая крайность вредна. Чрезмерная спонтанность уже импульсивность, безалаберность, безрассудство, жизнь по принципу «что левая нога захочет»! Человек в меру спонтанный не делает акцента на осторожности и предусмотрительности, но и не забывает планировать и прогнозировать.
В каждом из нас скрыт внутренний ребёнок и ему как раз и свойственна спонтанность. Посмотрите какие дети спонтанные.
Но и наш внутренний взрослый обладает житейским опытом, сообразительностью и практическими навыками.
А вот внутренний родитель предостерегает, ограничивает, напрягает, контролирует. И он нужен, но в меру. Чрезмерный самоконтроль противоположен спонтанности.
Итак! Я есть независимо от внешнего мира, но в тесном, динамичном и чувствительном контакте с ним, подключая в случае необходимости самоконтроль и мышление.
И заканчивая 2-ю теоретическую часть статьи, перехожу к тому, как на практике спонтанность свою культивировать. Статья 3-я будет называться «Я есть. Спонтанность в гештальте»!
Но тот, кто боится страхов, будет бояться и гештальта, так как в нём страхи проявляются, но реализуется спонтанность. У Рузвельта фраза есть широко известная и ошибочная: «Нам нечего бояться кроме самого страха». Боятся страхов как раз их и порождать, и невроз порождать. Напугайте себя своими страхами во время гештальта и страхи уйдут, а останется осознанная спонтанность! И это уже жизнь без невроза!
Продолжение следует!