Да! И ещё как! Вот только истерить он будет не на людях, а сам с собой, с одной из своих субличностей. И если истерик побежит демонстрировать свою слабость на публику, то психастеник будет утрировать свою слабость наедине с собой.
Вот эта склонность к слабости и есть одна из основ любого невроза.
И все специфические черты у психастеника проявляются уже после проявлений фундаментальных основ любого невроза!
Итак, склонность к слабости объединяет психастеника с любым другим невротиком.
Неврастеник же не столько истерить с кем-то будет или с самим собой, а панически и истерически ринется, престижные дела творить и дров при этом может наломать. Неврастенический тип как бы промежуточный между психастеником и истериком.
Что же дальше? Какая ещё из невротических основ?
Так образ себя, из которого во многом и самооценка формируется!
И образ себя этот именно извращённый и тенденциозный.
Великий психастеник Рене Декарт говорил про себя: «Я мыслю, следовательно, существую»!
Думаю, что и любой психастеник подпишется под этими его словами!
Не думать для психастеника смерти подобно! И эти его размышления всегда тревожно-мнительные, так он через интеллектуализацию со своими суеверными страхами постоянно и борется. Сизифов труд!
Не хочет психастеник полагаться на чувства и интуицию, доверяет он только мышлению, точным знаниям. И это узость, тенденциозность, зациклинность.
Каков образ себя у истерика? Думаю такой: «Меня видят и слышат, на меня реагируют. Следовательно, я существую». Не видит истерик себя, если не находит отражения себя в глазах других людей. Не замечали его почти родители в детстве.
Психастеника замечали, но и запугивали, призывали к излишней ответственности, при этом не советую ничего конкретного и тем самым ставили в тупик и доводили до абсурда.
Не выносит теперь психастеник абсурда, а абсурд ему часто мерещится. Раздувает он все социальные проблемы и противоречия!
Каков же образ себя у неврастеника? «У меня получается лучше, чем у большинства других людей! Следовательно, я существую»! И должен и обязан неврастеник быть всегда успешным, престиж для него превыше всего.
Этот извращённый образ себя невротика Карен Хорни называла самоидеализацией.
И действительно так! У психастеника какая-то магия мысли, ему кажется постоянно, что через напряжённую мысль он как бы и жизнь свою создаёт. Он полагает, что только мышление и имеет в нём какое-то значение, а больше и ценить в себе нечего, да и нет этого чего-то! Пустота!
Человек совершенно уходит от всяких мыслей, когда погружается в сон. Вот психастеник и страдает бессонницей раз от мыслей уйти для него и себя потерять.
И отшлифовывает без конца психастеник свои мысли и планы до блеска. Мышление это всё?
Нет! Это далеко не всё!
Мне могут возразить иные психастеники тем, что психастения обусловлена биохимически на уровне постоянно возбуждённой коры головного мозга и психология тут не помощник, тут уже биохимия царствует безнадёжно.
Всё? Приехали?
Нет! Не приехали! Ехать мы только начинаем!
Начинаем с того, что замечаем свою склонность к слабости и раздувание её. Замечаем и извращенно тенденциозный образ себя как исключительно мыслителя!
И наблюдения за этим проводим именно в процессе идеогештальта!
Тогда и пресловутая биохимия начнёт постепенно отступать!
И дальше будет продолжения! Сначала продолжение этой статьи, а потом и всего остального!