Продолжая разговор о психастенике невозможно не затронуть Трансактный анализ.
Предполагалось, что следующая статья о психастенике будет продолжением предыдущей статьи «Психастеник и творчество». И я, конечно, продолжу ту тему. Но сейчас на первый план вышла тема субличностей.
Тема эта глубокая и деликатная и вполне вероятно, что одной статьи будет недостаточно.
Но это будет потом! А сейчас всё те же Взрослый, Родитель и Ребёнок, но в ракурсе именно психастеника!
Конечно, субличностей у человека гораздо больше, но вышеперечисленные составляющие самые значимые и определяющие поведение.
И каковы эти составляющие у психастеника?
Кто у него главный? Взрослый?
К сожалению нет!
Главный у него Родитель! Жестокий тиран, беспощадный критик, который постоянно стыдит и угрожает! Постоянный контроль, постоянная слежка, требования и предупреждения!
И кому это всё адресуется?
Взрослому кажется, что ему.
На самом деле конечно ребёнку. Тому слабому и беспомощному существу, которому нет ещё и пяти лет.
И вот этот самый внутренний ребёнок находится почти постоянно в зажатом состоянии. Ему почти ничего не позволяется. А вот угроз и разного рода предупреждений со стороны родителя более чем достаточно.
И психастеник всегда акцентирует своё основное внимание на неприятном, на плохом, на проблемном.
Почему так?
Так родитель внутренний заставляет внутреннего ребёнка именно на этом акцент и делать!
А взрослый никак не может на них повлиять?
Нет! Не может он на них влиять!
Они появились на свет раньше и у них свои «разборки».
И все старания и «умные» попытки взрослого разобраться в тандеме «родитель – ребёнок» тщетны и бесперспективны!
Значит, получается так: родитель с ребёнком влияют на жизнь взрослого, а взрослый на них повлиять не может?
Может только посредством создания своего внутреннего родителя более благосклонного ребёнку, который бы заместил постепенно родителя первоначального!
Замещал старого родителя, но не воевал бы с ним! Ведь война опять будет направлена на ребёнка.
Хорошо! Вам уже наверно наскучило читать эти нудные общие слова?
Тогда перейдём к конкретным вещам!
Вот некая строгая мать маленькой девочки предрасположенной к психастении говорит следующее: «Сапоги носи бережно! Будь осторожна! Новые сапоги я тебе никогда не куплю!»
И бедная девочка буквально трясётся над этими сапогами и плачет над каждой царапиной или пятнышком! Новых сапог не будет, ходить будет не в чем! И это уже будет крах, бессилие, беспомощность.
Потом эта девочка с удивлением и недоумением обнаруживает что, не успев ещё сносить старые сапоги, она получила новые!
Всё хорошо закончилось?
Нет. Плохо! Сначала напряжённая бережливость, ожидание краха! Затем недоумение, переживание своего рода обмана!
Вот так в напряжённом ожидании краха, а затем в переживании собственной неправоты психастеника и приучают жить!
Другой пример! Маленький мальчик пришёл домой весь в слезах, играл в хоккей и клюшку сломал!
Обычное дело? Конечно. Клюшки ломаются. Но его никто не успокоил и не пообещал купить новую клюшку. Наоборот ещё и обвинили в том, что неосторожно играл. Пацан и изолентой обкручивал, и клеем клеил, но ничего не вышло! Вспоминает это уже взрослый мужчина и не помнит того купили ли ему потом новую клюшку! Но помнит эту свою невозвратную потерю, в которой сам и был виноват! Так всё ему представил родитель.
Вы скажете, что приведённые примеры слишком мелкие и несущественные?
Я так не считаю!
Хорошо! Приведу пример более серьёзный!
Мужчина – психастеник 38-ми лет вспоминает свою жизнь, начиная с детства!
В возрасте до пяти лет он стал свидетелем сцен, как его мать падала в обмороки с пеной во рту, прикусывала язык, так что была кровь!
Трагедия? Крах всей жизни?
Для ребёнка, с матерью которого такое происходит это и есть крах всей жизни!
Вот так он уже и взрослым став всё равно боялся краха необъяснимого и неизбежного!
Вы не находите что приведённые эти примеры похожи?
Ожидание неизбежной и необъяснимой катастрофы, ужас и бессилие объединяют эти примеры!
И что там дальше у этого мужчины было с матерью?
А там была ещё очень долгая история. Обмороки сменились приступами и судорогой, медленной парализацией. Она прожила ещё долго, до его 18-летия!
Диагноз?
А и не было диагноза! Врачи так и не установили никакого определённого диагноза.
Конечно, они там что-то писали, то доброкачественную опухоль мозга, то какие-то редкие типы эпилепсии.
Невиданная болезнь? Или просто страх перед жизнью на грани с паранойей?
Не мне судить, но этот мужчина-мальчик так в напряжённом неведении и остался!
Не жизнь, а какая- то сплошная тягомотина?
Не только монотонная и тяжкая рутина, но и неоправданный позор, и незаслуженное осуждение!
Где-то к 15-ти годам у матери его стали постоянными рыдания и причитания, причём очень громкие. Соседи-доброхоты жаловались в школу: доводит, мол, мать постоянно до слёз, издевается! И на комсомольском собрании его разбирали: «Как может отличник, гордость класса быть таким жестоким по отношению к матери?»
С этого времени он и заболел, перерастал спать ночами. Соответственно стал принимать снотворные, транквилизаторы и прочие препараты! И это было конечно не лечение.
Вот так ложь и давление авторитетов и превратили склонность к психастении в ярко выраженную психастению!
Грустно!
Мы в последней статье вспоминали великого писателя-психастеника А.П.Чехого.
И какое у него детство было?
Тяжелое и болезненное!
Отец деспот и тиран и к тому же чрезвычайно религиозный держал всю семью в тисках!
Имел бакалейную лавку, которая была ему в тягость, но давала средства к жизни. И все шесть детей семьи обязаны были в этой лавке трудиться!
Гораздо больше отца привлекала церковная служба, к которой он силой привлекал постоянно и детей!
Не случайно у А.П.Чехого сформировалось отвращение к религии.
А это слова Чехого о своём детстве: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать».
Вот так.
А какие конкретно деспотизм и ложь?
Так разные.
Жизнь каждого человека уникальна и конкретна! И психастеника в том числе. Обстоятельства в жизни могут быть самыми разными.
Семейно – родственная устроенность Белинского и Чехова была значительно хуже, чем скажем у Дарвина, Павлова и Станиславского!
Но у них всех детство было с авторитарным, деспотичным, неопределённым и лживым родителем!
И я тут не призываю к борьбе с этим родителем! Так ничего не получится!
Я призываю к формированию нового внутреннего родителя вместо того деспота и лжеца, который достался в наследство!
И об этом мы поговорим в следующей статье!
Психастеники! Если вы читаете эту статью, то, может быть, расскажите о своём детстве? Здесь, в комментариях!