Психастеник. Продолжение. Часть 11- я. Трансактный анализ.

Трансактный анализ психастеника 4

Продолжая разговор о психастенике невозможно не затронуть Трансактный анализ.
Предполагалось, что следующая статья о психастенике будет продолжением предыдущей статьи «Психастеник и творчество». И я, конечно, продолжу ту тему. Но сейчас на первый план вышла тема субличностей.

Тема эта глубокая и деликатная и вполне вероятно, что одной статьи будет недостаточно.
Но это будет потом! А сейчас всё те же Взрослый, Родитель и Ребёнок, но в ракурсе именно психастеника!

Конечно, субличностей у человека гораздо больше, но вышеперечисленные составляющие самые значимые и определяющие поведение.

И каковы эти составляющие у психастеника?
Кто у него главный? Взрослый?
К сожалению нет!

Главный у него Родитель! Жестокий тиран, беспощадный критик, который постоянно стыдит и угрожает! Постоянный контроль, постоянная слежка, требования и предупреждения!
И кому это всё адресуется?
Взрослому кажется, что ему.
На самом деле конечно  ребёнку. Тому слабому и беспомощному существу, которому нет ещё и пяти лет.

Родитель поучает ребёнка

И вот этот самый внутренний ребёнок находится почти постоянно в зажатом состоянии. Ему почти ничего не позволяется. А вот угроз и разного рода предупреждений со стороны родителя более чем достаточно.

И психастеник всегда акцентирует своё основное внимание на неприятном, на плохом, на проблемном.
Почему так?

Так родитель внутренний заставляет внутреннего ребёнка именно на этом акцент и делать!

А взрослый никак не может на них повлиять?
Нет! Не может он на них влиять!
Они появились на свет раньше и у них свои «разборки».
И все старания и «умные» попытки взрослого разобраться в тандеме «родитель – ребёнок» тщетны и бесперспективны!

Значит, получается так: родитель с ребёнком влияют на жизнь взрослого, а взрослый на них повлиять не может?
Может только посредством создания своего внутреннего родителя более благосклонного ребёнку, который бы заместил постепенно родителя первоначального!
Замещал старого родителя, но не воевал бы с ним! Ведь война опять будет направлена на ребёнка.

Хорошо! Вам уже наверно наскучило читать эти нудные общие слова?
Тогда перейдём к конкретным вещам!

Вот некая строгая мать маленькой девочки предрасположенной к психастении говорит следующее: «Сапоги носи бережно! Будь осторожна! Новые сапоги я тебе никогда не куплю!»
И бедная девочка буквально трясётся над этими сапогами и плачет над каждой царапиной или пятнышком! Новых сапог не будет, ходить будет не в чем! И это уже будет крах, бессилие, беспомощность.
Потом эта девочка с удивлением и недоумением обнаруживает что, не успев ещё сносить старые сапоги, она получила новые!

Маленькая девочка расстроилась


Всё хорошо закончилось?
Нет. Плохо! Сначала напряжённая бережливость, ожидание краха! Затем недоумение, переживание своего рода обмана!
Вот так в напряжённом ожидании краха, а затем в переживании собственной неправоты психастеника и приучают жить!

Другой пример! Маленький мальчик пришёл домой весь в слезах, играл в хоккей и клюшку сломал!
Обычное дело? Конечно. Клюшки ломаются. Но его никто не успокоил и не пообещал купить новую клюшку. Наоборот ещё и обвинили в том, что неосторожно играл. Пацан и изолентой обкручивал, и клеем клеил, но ничего не вышло! Вспоминает это уже взрослый мужчина и не помнит того купили ли ему потом новую клюшку! Но помнит эту свою невозвратную потерю, в которой сам и был виноват! Так всё ему представил родитель.

Вы скажете, что приведённые примеры слишком мелкие и несущественные?
Я так не считаю!

Хорошо! Приведу пример более серьёзный!

Мужчина – психастеник 38-ми лет вспоминает свою жизнь, начиная с детства!
В возрасте до пяти лет он стал свидетелем сцен, как его мать падала в обмороки с пеной во рту, прикусывала язык, так что была кровь!
Трагедия? Крах всей жизни?
Для ребёнка, с матерью которого такое происходит это и есть крах всей жизни!
Вот так он уже и взрослым став всё равно боялся краха необъяснимого и неизбежного!

Вы не находите что приведённые эти примеры похожи?
Ожидание неизбежной и необъяснимой катастрофы, ужас и бессилие объединяют эти примеры!

И что там дальше у этого мужчины было с матерью?
А там была ещё очень долгая история. Обмороки сменились приступами и судорогой, медленной парализацией. Она прожила ещё долго, до его 18-летия!
Диагноз?
А и не было диагноза! Врачи так и не установили никакого определённого диагноза.
Конечно, они там что-то писали, то доброкачественную опухоль мозга, то какие-то редкие типы эпилепсии.
Невиданная болезнь? Или просто страх перед жизнью на грани с паранойей?

Не мне судить, но этот мужчина-мальчик так в напряжённом неведении и остался!
Не жизнь, а какая- то сплошная тягомотина?

Не только монотонная и тяжкая рутина, но и неоправданный позор, и  незаслуженное осуждение!
Где-то к 15-ти годам у матери его стали постоянными рыдания и причитания, причём очень громкие. Соседи-доброхоты жаловались в школу: доводит, мол, мать постоянно до слёз, издевается! И на комсомольском собрании его разбирали: «Как может отличник, гордость класса быть таким жестоким по отношению к матери?»

С этого времени он и заболел, перерастал спать ночами. Соответственно стал принимать снотворные, транквилизаторы и прочие препараты! И это было конечно не лечение.

Вот так ложь и давление авторитетов и превратили склонность к психастении в ярко выраженную психастению!
Грустно!

Мы в последней статье вспоминали великого писателя-психастеника А.П.Чехого.
И какое у него детство было?
Тяжелое и болезненное!

Детство Чехова


Отец деспот и тиран и к тому же чрезвычайно религиозный держал всю семью в тисках!
Имел бакалейную лавку, которая была ему в тягость, но давала средства к жизни. И все шесть детей семьи обязаны были в этой лавке трудиться!
Гораздо больше отца привлекала церковная служба, к которой он силой привлекал постоянно и детей!
Не случайно у А.П.Чехого сформировалось отвращение к религии.
А это слова Чехого о своём детстве: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать».

Вот так.
А какие конкретно деспотизм и ложь?
Так разные.

Жизнь каждого человека уникальна и конкретна! И психастеника в том числе. Обстоятельства в жизни могут быть самыми разными.
Семейно – родственная устроенность Белинского и Чехова была значительно хуже, чем скажем у Дарвина, Павлова и Станиславского!
Но у них всех детство было с авторитарным, деспотичным, неопределённым и лживым родителем!

И я тут не призываю к борьбе с этим родителем! Так ничего не получится!
Я призываю к формированию нового внутреннего родителя вместо того деспота и лжеца, который достался в наследство!
И об этом мы поговорим в следующей статье!

Психастеники! Если вы читаете эту статью, то, может быть, расскажите о своём детстве? Здесь, в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *