Приступать к идеогештальту невозможно, если вы в достаточной мере не освоили практику обострения ощущений тела.
И это довольно длительное и кропотливое упражнение.
Затем вербализация и эпизодическое молчание. А слышать себя и молчать гораздо удобнее именно во время обострения ощущений тела.
И наконец, визуализация как яркие зрительные образы, позволяющая увидеть то, что забыто.
Все три упражнения объединяются в одно, образуя единое целое!
И это практика гештальт-терапии. При органичном добавлении к этому идеоаналитических слов-ориентиров «хочу и не хочу», «нравится и не нравится» мы и получаем идеогештальт.
Итак, идеогештальт именно для психастеника!
Какая у психастеника главная навязчивая невротическая наклонность (тенденциозность)?
А стремление полагаться только на ум и предвидение. И чутья уже никакого.
Опора исключительно на размышления реализуется через основные невротические механизмы интеллектуализации и рационализации. Так и подавляются во многом переживания.
Постоянное стремление предвидеть будущее неизбежно сопровождается тревожной мнительностью, так как будущее всегда неопределённо.
Психастеник! Если ты уже подготовлен триединой техникой образно-чувственного сознавания, описанной кратко выше, то и переходи к идеогештальту с его словами-ориентирами «хочу, не хочу» и «нравится, не нравится».
Молчать во время обострения ощущений тела легче, когда говоришь себе: «хочу молчать» и «мне нравится молчать».
Всегда ли «хочу, не хочу» и «нравится, не нравится» направлены в истинном направлении?
Не всегда, но и в случае ошибок, всегда подспудно рано или поздно выявляется верный путь.
Скажем, психастеник во время идеогештальта говорит себе: «Не хочу бояться, не хочу испытывать страх, мне это не нравится!» И что будет дальше происходить?
Ничего! Это неверное направление! А верное прямо противоположное: « Я хочу переживать всё, что во мне есть, в том числе и страх», «Я хочу меньше думать, а больше переживать», «я не хочу бояться переживаний», «Я не хочу скрываться от своего страха, хочу с ним напрямую встретиться и пережить его», «Я не хочу предвидеть, я просто хочу следовать своим намерениям»! И всё подобное в таком духе!
Психастеник очень рационален, а вот скрытые и заблокированные переживания из детства его совершенно иррациональны, суеверны и оторваны от реальной жизни.
Он от них бежит, так как то, чего не понимает, его всегда пугает.
Психастеник! Скажи себе: «Я не хочу стремиться к пониманию и осмыслению! Я хочу переживать, чувствовать ярко и подробно всё, что передо мной предстаёт как внутри меня, так и вовне!»
Или примерно что-то в этом роде и, разумеется, во время идеогештальта.
Когда и где следует психастенику заниматься идеогештальтом? По желанию и когда захочется, но желательно регулярно и систематически. И обстановка конечно нужна уединённая и сугубо интимная и никого рядом.
Родственникам и домочадцам обязательно нужно подробно объяснить, чем и как вы занимаетесь, не привлекая при этом их в наблюдатели.
Зачем им объяснять? А затем что ваше поведение изменится, станет более естественным и…раздражительным, возможно даже вызывающим. И это точно им нравится, не будет, а может быть и вам тоже. Но, ни в коем случае не бросать! Продолжать!
Нужен ли самоконтроль? Странный вопрос?
Ведь идеогештальт это раскованность, естественность, можно сказать даже распущенность и вседозволенность.
Но живем мы в социуме? И если близкие люди ещё и смогут понять и принять наше поведение, то более отстраненные вряд ли примут. Так что самоконтроль нужен там где обязанности и официальные дела. Например, на работе. Так что и игра в прежнюю роль продолжится. Нужно будет только её видеть эту свою старую игру.
Вот такое противоречие. Но особенность взрослого человека в том и состоит, что он умеет жить внутри любого противоречия.
Но вернёмся непосредственно к психастенику и его идеогештальту.
Психастеник постоянно испытывает мучительное чувство долга? Да!
И кому он должен? Так родители в детстве уверили его в том, что он самозванец, без спроса и их желания появился и буквально на них взвалился тяжким грузом
А теперь психастеник ощущает, что вообще жизни не нужен, совсем для неё лишний, и вообще ненормальный!
Психастеник! Это всё ложь!
Во время идеогештальта скажи себе: «Я хочу вспомнить свои детские страдания. Очень хочу! Я хочу пережить их заново. Хочу знать, кто и в чём и как меня упрекал! В лицах и интонациях хочу всё пережить»!
И если хотя бы немного сумеешь вспомнить и пережить, то и уже легче станет.
Жизнь не столь и враждебна как те переживания детства, которые ты заблокировал ещё тогда и по старой памяти продолжаешь это делать. Тогда терпел по необходимости! А сейчас зачем?
Сейчас ты самостоятельный, сильный и взрослый человек. Справишься!
Всё что я здесь описываю, в чём-то перекликается с самоанализом К. Хорни. Вот только нет у неё предваряющей самонаблюдение образно-чувственной подготовки и направляющих ориентиров.
А тема идеогештальта необозрима! И для психастеника в том числе!
Продолжение следует!