
Фактически тенденциозность в речи это тенденциозность в мышлении, так как основным способом выражения мышления речь и является.
Тенденция — это основное направление, а тенденциозность это уже пристрастность, предвзятость, узкая направленность! Возможные синонимы: косность, статичность, зацикленность!
Итак, речь психастеника! Какая она, насколько и в чём её тенденциозность?
А раз речь, то и мышление тоже. Но мы сейчас больше внимания именно на речи, словах сосредоточим!
Речь психастеника многословная и по большей части рациональная, то есть малоэмоциональная! Очень много общих, абстрактных слов и мало конкретики!
Зачем ему именно такие слова?
1. Он ими хорошо владеет, так как развит у него абстрактно-логический ум!
2. Чем больше абстракции, тем меньше конкретики, а значит и эмоций, которые психастеник боится!
Кроме того, речь психастеника изобилует «родительскими» словами: «надо», «должен», «важно», «нельзя» и так далее.
И в то же время слова хочу – не хочу, нравится – не нравится, очень редки!
Наверняка мама или папа в детстве говорили часто нечто подобное: «Нет слова не хочу, а есть слово надо».
И что делать?
А просто стараться исключить слова «надо», «должен», «важно», «нельзя» и подобные им.
И не могу не сослаться на идеоаналитика Юрия Кузнецова: «Заставляем (это единственное «заставление», не криминальное) корректируемого по всем поводам проговаривать (в том числе и про себя всюду и везде) обязательно четыре вариации оценки:
Мне не нравится _ (надо продолжить)
Я не хочу _
Мне нравится _
Я хочу _
Там выявляются заодно деформации, которые по ходу исправляются и обсуждаются. Вообще, эта тренировка самолечащая. «Хочу-нравится» само себя оттачивает.»
И этот метод «Хочу-нравится» очень важен для психастеника!
Во-первых, он корректирует взаимоотношения в структуре «Родитель – Ребёнок», возвращая ребёнка и ослабляя родителя!
А ведь именно со строгим родителем отождествляет себя психастеник!
И это явная тенденциозность его речи, а соответственно и мышления!
Во-вторых, позволяя часто себе говорить «Хочу-нравится» психастеник делает более эмоциональной свою речь, а соответственно и мышление, и даже поведение!
Ведь разве можно словами «хочу» и «нравится» и наоборот обозначать то, что не вызывает эмоций?
И всё гладко пойдёт в дальнейшем?
Нет!
Как я уже говорил в одной из статей об основном противоречии психастеника как личности: «Хочу, но нельзя я запрещаю себе свои желания!»
Так что же делать? Как это «нельзя» устранить?
Но об этом в следующей статье!