Сон третья жизненная потребность после дыхания и воды. Питание четвёртая потребность, а оздоровительные голодовки даже приветствуются.
Сон имеет важнейшую отличительную особенность: если все остальные потребности требуют контакта, взаимодействия с внешней действительностью, то сон это хотя и неполный, но уход от действительности. Остаётся только первейшая потребность в дыхании.
Вот как легко и приятно уходить и бодро с приветствием к новой жизни возвращаться?
Это ведь вообще важнейшие жизненные точки у любого человека: как он засыпает и как просыпается.
А у психастеника как со сном дела обстоят?
Так это зависит от того в какой мере он психастеник и в немалой степени от того как у него идут дела по жизни.
Сон уход от внешнего мира?
Так тогда неудачи во внешней жизни и как следствие постоянное напряжение будут препятствовать сну! И это такое напряжение, что некоторые психастеники даже дергаются в момент засыпания.
Что у них дёргается? А чаще всего нога, у правшей правая, у левшей левая, то есть опорная! Нужно вовремя вскочить и противостоять внешней опасности!
Конечно не все психастеники в момент засыпания дёргаются вплоть до того что и вообще заснуть не могут. Зачем было дёргаться Павлову и Станиславскому с их великолепной работой в замечательных интеллектуальных коллективах? Всем бы такую самореализацию и признание!
А вот тот психастеник-предприниматель, о котором я в предыдущей статье писал, во время кризиса
ещё как дёргался при засыпании и помогал ему только алкоголь.
Грустно! Внешняя действительность давит и нападает, какой уж тут сон.
А может быть не так уж эта действительность и нападает на психастеника, как ему кажется?
Именно! Преувеличивает он чаще всего эту степень нападения! Так на всякий случай, родители же его раздували любую неприятность до размера трагедии.
Так что внутреннее скорее атакует психастеника, а не внешнее. А психастеник тщательно изучает внешний мир, тогда как мучают его детские страхи. Внешний мир он хорошо изучил на рациональном уровне и это уже немало. А вот свой внутренний мир на абстрактно-логическом уровне знать явно недостаточно! Нужна и образная чувственность, которая как раз постоянно им сдерживается.
А сдерживает он «хочу и не хочу», «нравится и не нравится», так как внушено с детства «надо и не надо».
И конечно я, как и всем, и психастенику предлагаю идеогештальт.
Это долгий, но верный путь приближения к себе самому, а во многих случаях и в решении внешних проблем. А внешние проблемы давно для психастеника стали внутренними. Весь внешний объективный мир психастеник держит внутри, в собственной голове. Он как будто пытается переделать внешний мир через свой разум, а это невозможно!
Пусть внешний мир будет такой, какой он и есть во всём своём несовершенстве! И ты психастеник к этому совсем и непричастен. Но зато есть возможность прикоснуться к себе и увидеть чего не хватает, а что совершенно лишнее. И это через идеогештальт.
Главная навязчивая невротическая наклонность психастеника состоит в постоянном стремлении всё обдумывать и предвидеть, при этом избегая каких-либо переживаний.
Вот эти задавленные переживания и не дают ему потом уснуть!
По образному сравнению Карен Хорни невротик подобен канатоходцу, который сосредоточен на одном только канате и не позволяет себе отвлекаться по сторонам.
Психастеник сосредоточен на одном только мышлении и предвидении, старательно сопротивляясь любым эмоциональным переживаниям. Вот эти переживания потом при засыпании уже и без контроля остаются.
Но если канатоходец действительно может упасть, то психастеник совершенно зря боится отвлечься на эмоции, которые ещё вдобавок и новый стимул мышлению могут дать.
Занимаясь идеогештальтом психастенику желательно употреблять фразы-ориентиры типа: «Хочу позволять себе любые переживания», «Не хочу постоянно думать и предвидеть», «мне нравится быть возбуждённым и чувствительным», «Когда мне скучно и пусто я не хочу думать, я хочу чувствовать».
И это не общие фразы, это ориентиры на изменение личности в сторону её расширения и целостности!
Вот так я начал со сна и вышел на идеогештальт! Но тема сна будет ещё продолжена, мне есть, что ещё сказать.
Продолжение следует.