Эрик Берн. Либидо и мортидо.

Фото Бёрн
С этой статьи хочу начать писать целую серию статей о Э. Берне и его книгах.
А сейчас о его работе «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых», а точнее  именно о либидо и мортидо как главных устремлениях человека.

Либидо – это стремление к созиданию, а первоначально стремление к продолжению рода!

Мортидо – это стремление к разрушению, первоначально направленное на защиту от посягательств извне.

Имя Берна чаще всего ассоциируется с созданным им трансактным анализом. Но в данной работе Берн проявляет себя именно последовательным приверженцем классического фрейдовского психоанализа. Ведь либидо и мортидо ключевые понятия психоанализа.

И как всегда я попытаюсь с целью интеграции разных психологических направлений рассматривать либидо и мортидо под углом зрения идеогештальта, приводя при этом примеры и аргументы самого Берна из этой его работы.

Как пишет Берн, с самого раннего детства человеку свойственно проявлять оба стремления.

Либидо проявляется в постоянном стремлении сосать грудь матери, мортидо в том, чтобы что-нибудь сломать или разбить.

В случае отсутствия у ребёнка естественного кормления, он в той или иной мере довольствуется соской или собственный палец сосёт. И это также можно назвать своего рода сублимацией.

За сломанные игрушки или разбитую посуду всегда, так или иначе, наказывают.

И если это наказание бывает жестоким, то возникает сопротивление мортидо, а значит, оно уже будет направлено внутрь, против самого себя. Направленное внутрь мортидо кроме того и либидо разрушает.

При психастении с её дефензивностью именно и происходит подобное: либидо, подавляемое направленным внутрь мортидо, проявляется в импотенции и преждевременной эякуляции у мужчин, и во фригидности у женщин. Впрочем, не только это у психастеников, но и у всех кто сдерживает свою агрессию, а тем самом и мортидо вместе с либидо.

Нельзя, тем не менее, считать либидо и мортидо прямыми противоположностями, которые воюют друг с другом. Скорее они диалектические противоположности, взаимопроникающие друг в друга.

И у Бёрна как раз пример с земледелием, когда через мортидо, а соответственно и разрушительную агрессию, вспахивается земля, но затем через либидо любовно взращивается урожай.  То есть созидание неотделимо от разрушения.

И подобное созидательное разрушение по Берну может и сублимацией служить в профессиях шахтёра, плотника, хирурга.

А как сублимировать, если нет возможности в этих сферах работать? Один мой знакомый лепил фигурки разные из пластилина. Причём без удовольствия лепил, а даже и с омерзением. Это он своих врагов лепил и с большим удовольствием их, потом ломал, мял и даже оплёвывал. Такая сублимация мортидо.

Про сублимацию либидо тоже сказано немало и это любой вид творческой и созидательной деятельности.

Сдерживание агрессии, а я это обычно называю сдерживанием злости, приводит к подавлению мортидо и либидо. Выражение злости вовне приводит либидо и мортидо в дружеское взаимодействие в реализации собственных желаний.

И, разумеется, мы все в социум среди людей живём и без самоограничений нам не обойтись! Но чрезмерное самоограничение и есть сдерживание себя и своей агрессии.

О вреде направленного внутрь себя мортидо я уже сказал. А внутрь направленное либидо?

И вот здесь Берн отмечает, что вопрос о том, как может быть направлено внутрь либидо, мало изучен, но представляется, что это именно путь к своему истинному Я.

Юнг бы назвал это истинное Я самостью. И здесь у него препятствием к направлению внутрь себя либидо были бы наверняка анима и анимус. Но об этом позже.

И если направленное вовне либидо предполагает сближение с кем-то, то не резонно ли предположить, что направление либидо внутрь и есть приближение к самому себе?

И всё это конечно словесные рассуждения, хотя они мне и представляются абсолютно верными.

А если на практике в процессе идеогештальта?

О том, как я это предполагаю делать, и пойдёт речь в следующей статье!

Продолжение следует!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *