Невротическое страдание по К. Хорни. 1-я часть.

Невротическое страдание

В своей работе «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни с самого начала сравнивает невротическое страдание(мучение) с мазохизмом.

При первом, но поверхностном взгляде, невротик также как и мазохист именно стремится сам к страданию.

Мазохист при этом может получить сексуальное удовлетворение, но что получает невротик от страдания вне секса?

Невротик мучается
Хорни доказывает, что как в мазохизме, так и у невротика вне сексуальных проявлений, стремления к страданию как таковому и нет! А что тогда заставляет страдать и мучиться?
Страдать заставляет тенденция быть слабым, склонность к слабости.
Представление о себе как о ничтожестве, человеке бессильном и при этом постоянно подверженном всякого рода авариям, опасным неожиданностям и неприятностям свойственно каждому невротику.
Невроз всегда слабость, но слабость навязывается  невротиком вольно и невольно самим, а не жизнью и обстоятельствами.

Я «не могу» заявляет невротик сам себе при первом же затруднении в любом деле. И вместо того чтобы подбодрить себя и направить в сторону свершений и успехов он укоряет себя в слабости и никчемности.
Даже небольшой успех он может назвать полным поражением именно из-за того, что этот успех совсем небольшой.
И откуда же такой пессимизм при неврозе? Так из-за  убеждённости в собственной слабости. Разве у слабого человека может какое-либо дело хорошо получиться?
И истоки разумеется в детстве! Родители упрекали и пугали ребёнка его слабостью и беззащитностью, заставляя тем самым вести себя удобно для них.
Они буквально заявляли ему следующее: «Ты слабый и беззащитный и поэтому мы тебя оберегаем, но если будешь непослушным, то и не жди тогда от нас помощи»!
Так? Тогда и необходимо оставаться слабым всегда? Лежачего не бьют?
Бьют! Ещё как бьют! Шакалы всегда найдутся!
Но самое главное невротик то, что ты сам себя бьёшь своим убеждением в полной слабости и от этого страдаешь. А страдания(мучения) действительно забирают у тебя силы, и ты становишься действительно слабым.
И опять замкнутый круг и опять выхода не находится.
И мне, зачем тогда писать эту статью?
Так ведь  выход есть!
Но другое дело поверите ли вы мне, и найдутся ли в результате  силы в противовес этому вбитому в вас бессилию.
А поверить мне вы сможете лишь тогда, когда себе будете доверять!
С чего начнём? Давайте с того, что выясним некоторые подробности того, как невротик сам вольно и невольно поддерживает свою склонность к слабости.
Невротик усердно цепляется за любые недостатки своей внешней устроенности для оправдания своей слабости!
И это оправдание во многом слабость и поддерживает!

Простой пример! Известна мне женщина великолепная домашняя хозяйка, а особенно замечательный кулинар. Её домочадцы просто объедаются её блюдами-шедеврами!
Но…для неё процесс приготовления пищи всегда страдальческий и мучительный, так как во многом она находит препятствия. То нож тупой, то плита плохая, то миксер не тот.




Так ведь или исправить нужно это внешнее по мере возможности, или стараться меньше на это внимание обращать! В любой же работе всегда есть те или иные сложности и препятствия!
А это женщина и не только в приготовлении пищи негатив находит, а и в любом деле.
 
Невротик имеет мало терпения при начинании любого нового дела, так как боится, что не справится и опять окажется слабым!
Он буквально заявляет: «Дело с самого начало должно идти хорошо, а иначе оно и никогда не пойдёт!» или «У других дела уже идут, а у меня ерунда одна!»

Значит, другие сильны, а ты слаб? А может просто у них больше терпения?
 
И отсюда следуют два практических вывода: 1. Не придираться к недостаткам, устраняя их или не обращая на них внимания! 2. Призывать себя к терпению как великому благу!

И делать это следует, используя слова-ориентиры «хочу, не хочу» и «нравится, не нравится» в процессе идеогештальта!
Говорим во время идеогештальта буквально следующее: «Не хочу придираться к недостаткам и неполадкам. Хочу быть терпеливым, лёгким человеком. Хочу любому успеху быть довольным и не хочу рисовать перед собой чёрные картины будущего!»
Если вы найдёте для себя другие слова, то и это замечательно. Идеогештальт – процесс творческий и сугубо индивидуальный.
Важно даже не то, что вы говорите, важно как, с каким чувством.
Идеогештальт  возвращает нам наши истинные переживания вместо ложной игры представлений.
И как всегда, начав с К. Хорни, я отвлёкся на свои разработки!
Тема страдания, вызываемого склонностью к слабости, имеет огромное значение не только для откровенных невротиков, но и для широкого круга людей, в той или иной мере склонных к неврозу.
У Хорни об этом ещё сказано немало.
И у меня продолжение следует!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *