Невротическое чувство вины, страх осуждения и бегство от перемен по К. Хорни

Страх осуждения и чувство вины
Продолжаю рассматривать работу К. Хорни «Невротическая личность нашего времени»!
К. Хорни  рассматривает именно невротическое чувство вины, а не чувство вины как таковое!

И по сути это уже лживое чувство, это постоянные убеждения самого себя невротиком в том, что он виноват. Но как такового переживания чувства вины и нет, так как и отсутствует неизбежное при вине унижение.

Хорни о невротическом чувстве вины

Причину страха осуждения обычно видят в вине и переживании вины. Но у невротика по Хорни всё наоборот: именно страх осуждения и заставляет невротика самого себя обвинять.

Если я сам себя заранее обвиню, то и меня осудят меньше?


Именно так! Как говорится, чистосердечное признание облегчает вину.

Вот только есть ли вина, и есть ли её переживание?  Нет. Но есть бегство от тревожности, вызванной подавленной враждебностью и есть постоянный страх осуждения.

Тревожность и подавленную враждебность мы уже обсуждали в одной из предыдущих статей.

На очереди страх осуждения. Откуда он? Да всё из того же далёкого детства.

Обвиняли и осуждали сначала родители, а затем, и нередко с подачи родителей, и посторонние взрослые. Так это и закрепилось.

Что закрепилось? Чувство вины или страх осуждения? И то, и другое!

Мы заявили, что такое переживание чувства вины у невротика лживо и искусственно! Точно также и о страхе осуждения можно сказать.

Вина и мучения

Дело в том, что обвинения и осуждения были несправедливыми и эти взрослые люди были неправы! Но так как они взрослые и на их стороне сила и власть, то и всё равно тогда правы!

Как говорится: король всегда прав и даже тогда когда и неправ! Так невротику и внушили!

Внушили страх перед неправедным и лживым обвинением?


Так ведь правду свою нужно  отстаивать сейчас взрослому и не поддаваться детским заблуждениям! Но никак невротик от своих детских страхов не освободится и переносит их в  свою взрослую жизнь.

Значит осуждение возможное неправомерно? Зачем же его тогда так опасаться?

Нет логики? Так её и действительно нет, так как детские страхи, живущие в подсознании иррациональны!

Обвинения и самообвинения

И давайте конкретики в примерах добавлю!

Семилетний пацан вместе с тремя своими приятелями – одноклассниками весело боролись на полу в коридоре! Учительница подошла именно к нему одному и строго ему выговорила про то, как бабушка его измучилась уже на него стирать и буквально руки ломать себе.

А этот мальчик действительно был грязнуля и постоянно пачкал одежду? Нет!

Просто бабушка всегда пыталась себя жертвой чувствовать и для этого даже  на внуков своих чужим людям постоянно жаловалась! И можно подумать то, что другие семилетние ребята сами себе одежду стирали!

И больно было ребёнку, стыдно?  Мучительно от незаслуженного осуждения именно его, а не других? Да! Еще, какой он испытал стыд!

И скорее всего это был не первый случай подобного рода, просто предыдущих случаев он не смог уже взрослым вспомнить.

И потом это повторялось неоднократно! Уже студентом вечернего факультета института и работая лаборантом, столкнулся он с «просьбой» заведующего кафедрой изготовить ему рейки для дачи-огорода на пилораме.

Хорошо друг его учебный мастер отговорил от этой затеи, так как на пилораме особое умение нужно и занятие это опасное! Помните, у Ельцина пальцы на руке отсутствовали?

Отказался! Строгий от начальника выговор получил: «Ты что с луны свалился? На пилораме работать не умеешь!»

Можно подумать, что этот «интеллигент» умел.

Обиделся парень и даже перешёл на другую кафедру работать.

Мелочи жизни взрослого уже человека?

Были бы мелочи, если бы оценка шла не со стороны обиженного внутреннего ребёнка!

Но как пишет К. Хорни самообвинения не единственный способ бегства от страха осуждения.

Есть и прямо противоположная защита: стремление во всём и всегда быть правым вплоть до мелочей. При этом конечно сохраняется очень болезненное отношение к критике со стороны, и её  как раз и стремится невротик избежать.

Другая форма защиты от страха осуждения по Хорни бегство в беспомощность, неведение или болезнь! Если я слаб, немощен или болен, то и какой с меня спрос?

И наконец, представление о себе как о жертве жизненных обстоятельств является самым распространённым и эффективным методом защиты от страха осуждения.

Этот способ ещё и других позволяет обвинять! Но напоминает это уже просто нытьё и хныканье!

Все эти способы помогают уйти от страха осуждения, но при этом они препятствуют любым изменениям внутри самой личности невротика.

Путаница в самооценке

И очень часто невротики, а особенно психастеники, вместо изменений прибегают к интеллектуализации. Может психастеник интересоваться психологией и говорить: «Ох! Это очень интересно!» И на этом всё и заканчивается. Но только думать ещё и не делать. А где переживания?

Гораздо легче себя постоянно обвинять, чем реально себя увидеть и начать изменения!

Кстати обвинения себя нередко выступают в форме самокритики! По сути, самокритика это самообвинение и самооправдание. И опять бегство от перемен?

Невротики не окунайтесь в этот ажиотаж социального дурдома!

Жизнь это дар, и она даётся всем даром! Никаких «надо» и должен, а только «хочу» и «нравится»!

Жить  невозможно разумно только, жизнь это в значительной мере и эмоции! И по- настоящему жить можно только естественно!

Разум и чувства

У Хорни путь к этому через самоанализ! Я предлагаю идеогештальт!

Продолжение следует!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *