Либидо – это стремление к созиданию, а первоначально стремление к продолжению рода!
Мортидо – это стремление к разрушению, первоначально направленное на защиту от посягательств извне.
Имя Берна чаще всего ассоциируется с созданным им трансактным анализом. Но в данной работе Берн проявляет себя именно последовательным приверженцем классического фрейдовского психоанализа. Ведь либидо и мортидо ключевые понятия психоанализа.
И как всегда я попытаюсь с целью интеграции разных психологических направлений рассматривать либидо и мортидо под углом зрения идеогештальта, приводя при этом примеры и аргументы самого Берна из этой его работы.
Как пишет Берн, с самого раннего детства человеку свойственно проявлять оба стремления.
Либидо проявляется в постоянном стремлении сосать грудь матери, мортидо в том, чтобы что-нибудь сломать или разбить.
В случае отсутствия у ребёнка естественного кормления, он в той или иной мере довольствуется соской или собственный палец сосёт. И это также можно назвать своего рода сублимацией.
За сломанные игрушки или разбитую посуду всегда, так или иначе, наказывают.
И если это наказание бывает жестоким, то возникает сопротивление мортидо, а значит, оно уже будет направлено внутрь, против самого себя. Направленное внутрь мортидо кроме того и либидо разрушает.
При психастении с её дефензивностью именно и происходит подобное: либидо, подавляемое направленным внутрь мортидо, проявляется в импотенции и преждевременной эякуляции у мужчин, и во фригидности у женщин. Впрочем, не только это у психастеников, но и у всех кто сдерживает свою агрессию, а тем самом и мортидо вместе с либидо.
Нельзя, тем не менее, считать либидо и мортидо прямыми противоположностями, которые воюют друг с другом. Скорее они диалектические противоположности, взаимопроникающие друг в друга.
И у Бёрна как раз пример с земледелием, когда через мортидо, а соответственно и разрушительную агрессию, вспахивается земля, но затем через либидо любовно взращивается урожай. То есть созидание неотделимо от разрушения.
И подобное созидательное разрушение по Берну может и сублимацией служить в профессиях шахтёра, плотника, хирурга.
А как сублимировать, если нет возможности в этих сферах работать? Один мой знакомый лепил фигурки разные из пластилина. Причём без удовольствия лепил, а даже и с омерзением. Это он своих врагов лепил и с большим удовольствием их, потом ломал, мял и даже оплёвывал. Такая сублимация мортидо.
Про сублимацию либидо тоже сказано немало и это любой вид творческой и созидательной деятельности.
Сдерживание агрессии, а я это обычно называю сдерживанием злости, приводит к подавлению мортидо и либидо. Выражение злости вовне приводит либидо и мортидо в дружеское взаимодействие в реализации собственных желаний.
И, разумеется, мы все в социум среди людей живём и без самоограничений нам не обойтись! Но чрезмерное самоограничение и есть сдерживание себя и своей агрессии.
О вреде направленного внутрь себя мортидо я уже сказал. А внутрь направленное либидо?
И вот здесь Берн отмечает, что вопрос о том, как может быть направлено внутрь либидо, мало изучен, но представляется, что это именно путь к своему истинному Я.
Юнг бы назвал это истинное Я самостью. И здесь у него препятствием к направлению внутрь себя либидо были бы наверняка анима и анимус. Но об этом позже.
И если направленное вовне либидо предполагает сближение с кем-то, то не резонно ли предположить, что направление либидо внутрь и есть приближение к самому себе?
И всё это конечно словесные рассуждения, хотя они мне и представляются абсолютно верными.
А если на практике в процессе идеогештальта?
О том, как я это предполагаю делать, и пойдёт речь в следующей статье!
Продолжение следует!