
В прошлой статье речь шла о вытеснении враждебности и возникающей вследствие этого тревожности.
С этим тесно связан и тот способ удовлетворения потребности в спокойствии и уверенности, который избирает невротик.
И эта потребность свойственна, безусловно, каждому человеку! Ещё её называют потребностью в безопасности. Это важнейшая базовая потребность и без неё возможно человек был бы совершенно пассивен, инертен, безынициативен.
Но в отличие от «нормального» человека невротик стремится её удовлетворить в узком, тенденциозном плане! И это лишает его свободы, избирательности, гибкости в поведении.
Какие это способы и направления?
Хорни выделяет четыре направления: любовь, подчинение, власть и уход как отстранение.
И все они направлены на избавление от тревожности, которая в свою очередь вызывается вытеснением враждебности.
Сами по себе способы эти вполне нормальны и общепризнанны. Вот только невротик как бы зациклен только на одном направлении и лишает себя всего остального.

Реализация потребности в любви, безусловно, освобождает от тревоги! Но если это делается любой ценой и с первым встречным, то это уже и не любовь, а какая-то навязчивая самоцель.
Главное здесь не остаться в одиночестве, без поддержки, внимания, заботы, а с кем не столь уже и важно. И получается какая-то слепая зависимость и узкий беспросветный туннель.
Настоящей любви нет, а есть только постоянное и безуспешное стремление её обрести ради безопасности и покоя.

Второй способ подчинение может иметь различные формы. Это может быть подчинение какой-либо религиозной секте или политической партии. А может быть подчинением конкретному лицу в личных отношениях. Во всех случаях ответственность с себя снимается, а остаётся только покорность, лояльность, зависимость даже в ущерб собственным интересам.
Но взамен всё тоже чувство безопасности и снятие тревожного напряжения.
Между этими двумя способами немало общего. В невротической потребности любви также немалая доля подчинения, но на первом месте доброе расположение.

Сосем другое стремление и обретение власти. Здесь уже подчинение других, но всё тоже бегство от тревожности. Власть всегда ассоциируется с силой, а значит и с безопасностью.
Я сильный, потому что у меня есть власть и я в безопасности, а всё остальное второстепенно.
Но вот только это второстепенное может тоже оказаться потребностью и быть ради власти проигнорировано или задавлено.
При всём стремлении подчинять других ведь есть и потребность от этих других иметь расположение и любовь.

И четвёртый способ уход как отстранение.
Если я изолирован, то и меньше подвержен всякого рода нападкам.
И изоляция эта конечно неполное отшельничество, а жёсткое ограничение контактов с внешним миром с целью безопасности и покоя.
Обезопасить себя от всяких случайностей и любого рода аварий – главная цель такого невротика.
Но с другой стороны постоянное ожидание аварий также приводит к тревожному напряжению.
И потребность в тесном и непосредственном общении с более широким и разнообразным кругом людей не исчезает. Но такой невротик непосредственным контактам предпочитает дистанционные связи!
От себя я в предыдущей статье добавлял некий пятый способ игры, но так как в этой статье рассматриваю работу Хорни, то отвлекаться на него не буду.
Все четыре способа по Хорни объединяет их узкая направленность и тенденциозность.
И это неизбежно ведёт к противоречиям и конфликтам внутри личности.
Обретение любви любой ценой лишает человека искренности в отношениях, подавляет амбиции и честолюбие. И это уже конфликт с самим собой.
Стремление к подчинению ведёт к тому же.
О том чего лишают себя 3-й и 4-й способы я уже выше писал.
Любой невротик постоянно себя ограничивает во всём ради основного своего направления!
И это как у Хорни сравнение с канатоходцем!
И где же выход? И здесь я бы сказал словами моего друга Юрия Кузнецова: можно позволять себе всё, всё разрешено, делай всё что захочется, запретов нет!

И у Хорни путь к этому через самоанализ, а у нас с Юрием через идеогештальт!

Жизнь не узкий канат, а скорее просторная дорога, позволяющий двигаться свободно и раскованно. И это нужно невротику обнаружить именно в самом себе, а не в том, как искусственно приспосабливаться к внешней объективной действительности!
Продолжение следует!